Среди пользователей финансовых услуг интернетчиков в четыре раза больше остального населения
Фонд «Общественное мнение» представляет результаты исследования регулярной аудитории интернета и пользователей финансовых инструментов в оффлайне и в сети: разница доли пользования, особенности отношения к финансовым инструментам и различия между пользователям различными финансовыми инструментами (в том числе и в сети) от месячной аудитории веба.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫМИ СЕРВИСАМИ В РУНЕТЕ
- Современными финансовыми услугами – пластиковые карты, кредиты, валюты и т.п. пользователи сети пользуются в среднем в 4 раза чаще, чем непользователи
- 72% пользователей интернета пользуются финансовыми услугами, среди непользователей этот показатель составил 50%
- 6% месячной аудитории сети пользуются интернет-банкингом, ещё 12% - планируют начать
- Электронными деньгами пользуются 8% месячной аудитории, собираются использовать – 14%
- Платными сервисами в сети пользуются в среднем 27% месячной аудитории веба, из них клиентов интернет-банкинга – 44%, систем электронных денег - 62%
- Пользователи интернет-банкинга и виртуальных денег больше черпают информации и в сети и реже смотрят телевизор даже по сравнению с месячной аудиторией сети (86-87% за интернет против 66% в целом и 69-70% - за ТВ против 80%).
АУДИТОРИЯ ИНТЕРНЕТА В РФ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Согласно данным, полученным ФОМ в конце 2009 года, месячная аудитория рунета старше 18 лет составила 39,2 млн человек (34% населения страны), что приблизительно равно населению Испании. Всего за год она увеличилась на 21%.
Рисунок 1. Динамика месячной и суточной аудитории интернета в России
Суточная аудитория интернета в нашей стране составляет 23,9 млн (21% взрослого населения страны) – приблизительно столько же проживает людей в Австралии. За год эта величина выросла на 31%. Таким образом, активная часть населения продолжает осваивать интернет и делать это довольно интенсивно.
Активность россиян, составивших месячную аудиторию интернета, распространяется не только на освоение технических новшеств – пользователи сети в РФ активнее также в отношении пользования различными финансовыми инструментами. Причём в ряде случаев (как, например, валютные вклады, дебетовые вклады, ипотека) – не пользователи интернета в число пользователей этого инструмента не вошли вовсе.
Рисунок 2. Разница в пользовании финансовыми инструментами у пользователей и непользователей интернета
Заметна разница между пользователями и непользователями сети и в отношении таких финансовых услуг как зарплатные каты, кредиты, денежные переводы и кредитные карты (от 2,5 раз для зарплатных карт до 4-5 раз в отношении кредитов и денежных переводов). Равна доля пользующихся рублёвыми вкладами до востребования как среди пользователей, так и непользователей веба. Примерна такая же ситуация сложилась и вокруг пользователей сочных рублёвых депозитов.
В целом же можно отметить, что пользователи сети – действительно наиболее активная часть населения, и это выражается в многих сферах человеческой жизни. По крайней мере, известны данные, что около 72% пользователей интернета пользуются финансовыми услугами, тогда как среди непользователей этот показатель составляет примерно половину. Кроме того, интернет-аудитория чаще выбирает наиболее современные и актуальные финансовые инструменты – кредиты, каты и валютные операции.
ПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ОНЛАЙН
Что касается пользования финансовыми сервисами непосредственно в интернете, то, в целом, согласно результатам исследования ФОМ, пользуются на сегодняшний момент ими немного. Но в будущем отрыть для себя такие услуги планирует вдвое больше людей, чем пользуются сейчас.
Так, в пользу начала пользования интернет-банкингом высказались 12% респондентов против 6% им уже пользовавшихся. Электронными деньгами пользуется 8% аудитории рунета – ещё 14% планируют в ближайшем вплотную этим заняться.
Рисунок 3. Пользование финансовыми сервисам в интернете – текущее состояние и планы в дальнейшем
Примерно каждый пятый является пользователем интернет-магазина – и примерно столько же людей планируют начать ими пользоваться впредь. Для сравнения, намного чаще пользователи в сети ищут работу и новости, однако начало их применения ожидается намного меньше в силу своей массовости.
Благодаря исследованиям ФОМ, нам уже известно, что порядка 50% месячной аудитории рунета от 18 до 30 лет, ещё 33% - 31-45 лет. 43% пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз в месяц, имеют высшее образование. 14% из них имеют доход свыше 15 тысяч рублей, а 13% - при этом занимают руководящие должности.
Что касается социально-демографических особенностей пользователей таких финансовых сервисов сети как интернет-банкинг и электронные деньги, у каждой из аудиторий есть свои особенности. Так, к примеру, интернет-банкингом молодёжь до 30 лет пользуется намного реже, чем электронными деньгами: 46% против 57% соответственно. Зато среди граждан 30-45 лет, напротив, 38% пользуются электронными деньгами, 45% - интернет-банкингом.
Рисунок 4. Социально-демографические характеристики пользователей финансовых сервисов сети в сравнении с месячной аудиторией интернета
Больше половины пользователей с высшим образованием пользуются обоими финансовыми инструментами: 54% - электронными деньгами и 57% - интернет-банкингом. Что касается прочих социально-демографических характеристик, то пользователи виртуальных денег всё-таки не только моложе, но и обеспеченнее, зато пользователи интернет-банкинга чаще занимают руководящие посты.
Более того, у трёх четвертей пользователей указанными финансовыми инструментами в сети есть широкополосный доступ в сеть (в среднем по стране этот показатель составляет 61%), свыше 60% из них пользуются социальными сетями («обычный» показатель – 55%). Ровно половина пользователей электронными деньгами пользуется мобильным интернетом, среди поклонников интернет-банкинга эта величина ниже – 37% (месячная аудитория интернета – 22%). Кроме того, что особенно логично для пользователей финансовых инструментов онлайн, им больше по душе разнообразные платные сервисы сети: в среднем месячная аудитория пользуется ими в 27% случаев, из них клиентов интернет-банкинга – 44%, систем электронных денег - 62%.
Около половины пользователей финансовых инструментов в сети спокойно относятся к рекламе в интернете, при этом порядка четвертой части переходят по рекламным ссылкам. Они больше черпают информации и в сети и реже смотрят телевизор даже по сравнению с месячной аудиторией сети (86-87% за интернет против 66% в целом и 69-70% - за ТВ против 80%).
Надо отметить, что и отношение к электронным деньгам в рунете специфическое – виртуальные деньги тратятся легче и быстрее, но при этом сама стоимость покупок, как правило, намного меньше средней оффлайновой транзакции. Чаще всего электронными деньгами оплачивают услуги – интернет, мобильная связь. Ограничителями пользования финансовыми инструментами в сети по-прежнему выступают опасения мошенничества, непрозрачность механизмов работы этих сервисов, высокие комиссии за платежи, а также ограниченный перечень товаров и услуг, доступных за интернет-деньги. Ещё один фактор несколько сдерживающий распространение электронных денег – их сложная конвертируемость в реальные деньги, на которые пока ещё проще приобрести большинство товаров и услуг.